Алекс БОР
Цикл “В глубине Великого Кристалла”
Владислав Крапивин. Цикл “В глубине Великого Кристалла” (повести “Выстрел с монитора”, “Застава на Якорном поле”, “Гуси-гуси, га-га-га”, “Крик петуха”, “Белый Шарик Матроса Вильсона”, “Лоцман”, “Сказки о рыбаках и рыбках”, “Помоги мне в пути”)
Владислав Крапивин — писатель, который умеет создавать на страницах своих произведений особую атмосферу, его произведения — в первую очередь благодаря виртуозному мастерству владения словом воспринимаются на уровне подсознания, и перед глазами читателя встает емкая, многоцветная и чарующая картина, написанная живыми красками. Фантастические миры Владислава Крапивина очень похожи на романтические феерии Александра Грина — по мироощущению, по тональности. Крапивин хорошо известен любителям фантастики как мастер создавать самые изощренные ирреальные миры, антураж которых прописан настолько тщательно, что эти миры кажутся реально существующими...
Миры Великого Кристалл — не исключение. По мысли Крапивина, Великий Кристалл — вся наша необъятная Вселенная, соединяющая в себе множество различных миров и пространств. Эти миры соприкасаются, однако не каждому человеку дано пересечь грань Великого кристалла. И пока серьезные взрослые люди, ученые-физики, сидят в лабораториях, куют научные теории межпространственного перехода, пытаясь найти дорогу в сопредельные миры — обычные мальчишки и девчонки, не отягощенные взрослыми заботами и проблемами, давно уже освоили миры Великого Кристалла. Они проникают туда, не задумываясь о теориях межпространственных переходов, а попадают в чужие пространства шутя, как бы играючи.
Владислав Крапивин рассказывает читателю историю придуманных им миров. И если первая повесть — “Выстрел с монитора” — своего рода “дорожная история, которую поведал своему попутчику-мальчишке таинственный незнакомец — по всей видимости, писатель, — то в следующих повестях (“Гуси-гуси, га-га-га...”, “Выстрел с монитора”) город Реттерхальм-Реттерберг и княжество Юр-Тагос из древней легенды получают вполне реальные очертания. И на улицах и площадях, в домах и тавернах течет реальная жизнь реальных людей, которые так же реально страдают и умирают. И оттого, что жизнь этих людей течет совсем в других мирах, их проблемы и заботы не становятся от этого далекими от реальных проблем нашего реального мира.
Повести о Великом Кристалле — увлекательные приключенческие произведения, не которые из них близки жанру триллера. Писатель умело строит сюжет: головокружительные перемещения в пространстве и во времени, загадки и тайны, погони и перестрелки — все это держит читателя в постоянном напряжении. Но лихо закрученная приключенческая интрига — не самоцель для Крапивина, а желание автора в доступной. Облегченной для читателя форме донести простую, как мир, истину: нет ничего ценнее человеческой жизни, в первую очередь — жизни ребенка. Ибо ребенок — существо слабое и беззащитное, даже когда он владеет приемами телепортации, левитации и телекинеза, а переместиться из одного пространства в другое ему легче, чем открыть дверь в соседнюю комнату.
Поэтому на помощь детям приходят Командоры — люди из древней легенды, цель жизни которых — оберегать детей от Зла. Образ командора, защитника детства, наиболее интересная художественная находка Крапивина в повестях о Великом Кристалле, рожденная, видимо, жизненным опытом самого писателя, который в 60-80- годы был флагманом пионерской флотилии “Каравелла”, где мальчишки и девчонки учились не только ходить под парусом, но и противостоять Злу.
Но Зло вездесуще. Вот поэтому Командоры приходят на помощь к детям. Ибо в какие бы фантастические миры не забрасывал читателя Крапивин — он помнит слова классиков: “Главное все равно остается на Земле”. Потому что жестокие и беспощадные войны сотрясают не княжество Юр-Тагос и не город Реттерберг (“Выстрел с монитора”), и дети теряют родителей не на фантастическом Полуострове (“Застава на Якорном поле”), становятся жертвами политических разборок не в Федерации Северо-Восточных областей (“Помоги мне в пути...”), а на нашей Земле, где ежедневно бушуют военные конфликты, которые уносят жизни не только бравых парней в военном камуфляже, но и беззащитных, ни в чем не повинных детей. Ибо бесчеловечные законы войны “одинаковы и для взрослых, и для детей” , — так говорит один из Командоров в повести “Выстрел с монитора”. И это весьма и весьма печально...
Владислав Крапивин по-прежнему остается верен однажды и навсегда выбранной теме — теме защиты Детства. Ибо нельзя строить счастливое будущее, когда вокруг страдают дети. И когда не одна слезинка ребенка катится по щеке, а бушует огромное соленое море горьких детских слез...
Алекс Бор, 1994.
© Алекс Бор, 1994 г